Содержание статьи:
Танцы, театральная студия, робототехника, плавание, шахматный клуб.… Существует широкий спектр объединений, где дети тренируют познавательные процессы, общаются, развивают творческое начало, взрослеют. Большинство родителей уверены, что чем больше кружков и секций посещает их чадо, тем лучше. Они стараются успеть везде, вложить в малыша как можно больше.
Родители заполняют день ребенка, совмещая школу или детский сад с дополнительным образованием. Выстраивая такую образовательную траекторию, надеются на успех в дальнейшей учебе и жизни. Но не всегда дополнительный вариант досуга является полезным.
Плюсы дополнительных занятий
Любознательность
У детей врожденная жажда познания. Им интересно делать открытия, постигать новое. В образовательном учреждении ребенок не может целиком удовлетворить свою любознательность.
У дошколят основные виды деятельности – игра, двигательная активность, общение с семьей и сверстниками. Им не обязательны дополнительные упражнения.

Младшим ученикам важно найти преподавателя и реализовать свои увлечения. И тогда это станет не дополнением к базовому образованию, а отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Старшекласснику необходимо практиковаться в том, что ему нравится. В результате он осмысленно подойдет к успешному профессиональному самоопределению.
Гибкость навыков
В рамках обучения у ребенка формируются гибкие навыки. Он учится:
- слушать, аргументировать, договариваться;
- работать с информацией;
- выступать на публике;
- управлять эмоциями;
- ставить цели, принимать решения;
- взаимодействовать с людьми.
Неважно, чем конкретно занимается ребенок: играет в шахматы или пишет картины. Главное, через творчество развиваются его задатки и умения. Их сочетания в дальнейшем ему помогут при освоении широкого круга сфер жизнедеятельности.
Примерка различных ролей
Это ключевая составляющая для ребенка. Некоторые родители предполагают, что их дети затрудняются в выборе занятий. Пробуют себя в спорте, творчестве или 3-Д моделировании. Школьный возраст – замечательное время, когда можно выбирать, бросать, пробовать что-то ещё. При многообразии кружков дети приобретают значительный опыт.
Цель подростка — испытать, примерить на себя разнообразные роли и выяснить, что ему ближе. Он, экспериментируя, движется к тому, что станет его призванием.
Верный выбор профессии
Кружки удовлетворяют индивидуальные запросы детей разных возрастных групп. Они способствуют осознанию своих наклонностей и потенциала.
Хобби – ценный опыт для будущей профессии. К примеру, подросток увлекается компьютерными программами, возможно, он станет программистом. Другой пример: исследуя растения, возникает увлечение ботаникой, что повлияет на профессиональную ориентацию личности.

Увлечение ребенка может со временем перерасти в будущую профессию. В таком случае, работа для него станет увлекательной и принесет радость. Интересные хобби вырастут в инновационные проекты, успешный бизнес.
Минусы дополнительных занятий
Перегруженность
Детям трудно переключаться с одного занятия на другое при плотном графике. Некоторые эксперты считают, что лучший отдых — смена деятельности. Это утверждение работает в случае чередования пассивной и активной деятельности. Например, сначала – игра в футбол, затем – экскурсия или просмотр кино. Если школьник посещает несколько кружков интеллектуальной направленности, где решает непростые задачи, он непременно устанет.
Перегрузке способствует масса обещаний и требований. Если ребенку поставлена задача – стремиться к достижению определенных результатов в каждом кружке, мотивация постепенно пропадет. Ребенок перестанет посещать занятия.
Важно не количество кружков, а качество. При выборе занятий необходимо брать во внимание здравый смысл и мнение ребенка.
Без учета особенностей и возраста
Возрастные особенности, индивидуальные черты учитываются при выборе числа кружков, их сложности. Что полезно дошкольникам, то навредит младшему ученику и старшекласснику. И наоборот.
Родителям важно осознавать, что нельзя настаивать на значимых достижениях детьми дошкольного возраста. За продвижением младшего школьника и подростка стоит наблюдать пристально.
Занятия без желания
Некоторые дети сначала посещают занятия с желанием. Затем у одного перестает получаться, другой понимает, что этот кружок ему не подходит. Родители убеждены, что важно не сходить с запланированного пути, даже если интерес у ребенка угас. Например, родитель, упорствуя, требует принести диплом об окончании музыкальной школы. Или сам ребенок решает доучиться в «музыкалке», считая это полезным.

Для детей удовольствие важнее пользы. Если он сейчас ходит без желания, то со временем оставит кружок либо ухудшатся его результаты.
Ориентир на достижения
Взрослые, видя в ребенке задатки одаренности и потенциал, начинают постепенно поднимать планку. В юном возрасте он трудится на равных условиях с взрослыми. Это способствует потере мотивации, ухудшению взаимоотношений между ребенком и родителями.
Пять советов для родителей
Беседы
Дети рано осознают, что им нравится, а что нет. Ключевой момент – разговаривать с ребенком. Можно расспросить подробности о кружковых занятиях, поделиться своими наблюдениями. Не стоит в ходе беседы критиковать или давить. Важно прислушиваться и поддержать, но не опекать чрезмерно.
Наблюдение
Присмотритесь к тому, чем сын или дочь занимается дома без постороннего участия. Наблюдение помогает оценить предпочтения и наклонности ребенка, особенно дошкольника.
Есть дети, не испытывающие восторга после каждого занятия, но радуются пришедшему через полгода первому успеху. Других детей приходится постоянно вовлекать в деятельность. Таким учащимся требуется учитель, владеющий методикой индивидуального подхода.
Анализируйте текущие и долговременные успехи. Это станет отправной точкой для выбора кружка или секции.
Свобода выбора
Хороший совет родителям: дать своему чаду попробовать себя в разных направлениях. Пусть он экспериментирует, отказывается, вновь ищет то, что подходит конкретно ему.

Прислушивайтесь к мнению сыну или дочери. Если вы уверены, что вышивка крестиком ему не подходит, но он хочет ею заниматься, сводите на первое занятие, а затем узнайте его впечатления.
Вовремя приостановиться
Не бойтесь оставить занятия, которые стали малопривлекательны и скучны. Если они не устраивают ребенка, то бессмысленно ждать положительного эффекта.
Труднее бросать занятия спустя несколько лет. Побеседуйте серьезно с ребенком, выясните причины отказа от занятий. Возможно, возникли проблемы с педагогом или ровесниками. Тогда можно сменить учреждение или форму обучения. Если вы уверены, что кружок не подходит ребенку, а он пока этого не понимает, то вернитесь к разговору позднее.
Не заставляйте посещать занятия без желания. Ребенок утратит интерес к предмету и станет вам меньше доверять.
Выбор преподавателя
От учителя зависит многое: грамотно донести до ребенка материал, заинтересовать игрой. Хороши те занятия, которые ведут профессионалы. Педагог, увлеченный своим делом, выстраивает образовательную среду так, что у ребенка возникает желание постигать новое.
Выбирая наставника, изучите отзывы других воспитанников, лично задайте интересующие вопросы педагогу. Главное – ориентироваться на ощущения собственного ребенка. И тогда обязательно найдется добрый учитель с горящими глазами, зажигающий в детях интерес и любовь к предмету.
Сделать правильный выбор кружка или спортивной секции непросто. Мудрым родителям необходимо прислушаться к пожеланиям детей, не жертвовать их интересами ради результата, знать меру. С помощью родительской поддержки кружки и секции принесут пользу, яркие впечатления и помогут во взрослой жизни.
